Куда катится велопрокат?

          В большинстве харьковских пунктов велопроката их владельцы или работники не утруждают себя вопросами безопасности дорожного движения. В лучшем случае вместе с велосипедом вам могут предложить (за деньги или бесплатно) велошлем, специальные перчатки а также ремкомплект. В худшем – вы не получите даже инструктажа о том, как правильно управлять велосипедом, какими маршрутами лучше передвигаться, чтобы избежать неприятностей, и что делать в случае дорожно-транспортного происшествия. В этом мы убедились лично, посетив несколько пунктов велопроката, а также проанализировав Интернет-сайты других пунктов и велостанций Харькова....

           «Надоели скучные и однообразные выходные перед телевизором? Хотите активно отдохнуть на свежем воздухе? Воспользуйтесь услугами велопроката в Харькове и устройте себе незабываемые выходные. Прокат велосипедов ХХХ вернет Вам воспоминания из счастливого детства, позволив погонять на велосипеде по тропинкам лесопарка, дорогам любимого города или за его пределами. Велопрокат – это удобный и быстрый способ организации велоотдыха для Вас и Вашей семьи…»

           Согласитесь, после такой убедительной и яркой рекламы, которую мы увидели на одном из харьковских сайтов,  трудно удержаться от соблазна и не воспользоваться услугами велопроката. Тем более, что в последнее время этот вид услуг активно развивается и совершенствуется,  особенно в крупных городах.

           Наверное, лидером за количеством пунктом велопроката является Киев, где наблюдается устойчивый спрос на аренду велосипедов, а за качеством и доступностью этих услуг – Львов,  в котором недавно открыли первый в Украине муниципальный велопрокат. Реализацией этого амбициозного проекта занимается международная компания Nextbike, работающая в 16 странах мира, в том числе в Германии, Польше, Австрии, Болгарии, Великобритании и т.п. Во Львове Nextbike Ukraine http://www.nextbike.com.ua/uk/lviv/, пока что открыла первые пять станций муниципального велопроката, работающих в автоматическом режиме. Чтобы воспользоваться услугами велопроката, достаточно зарегистрироваться на сайте компании и купить месячный (120 грн) или сезонный (800 грн) абонемент. Можно оплатить и разовую поездку, которая будет стоять 50 грн как за первые  30 минут, так и за все последующие часы.  Взяв велосипед в одном пункте города, можно вернуть его в другом, что очень удобно.  Ну, а если велосипед не будет возвращен по истечении 24 часов, он будет считаться украденным, а угонщику придется заплатить 15 тыс. грн штрафа…

           Харьков о таком сервисе может только мечтать, хотя здесь тоже есть более десятка частных пунктов велопроката с различным уровнем обслуживания. Оставив в залог определенную сумму и какой-то документ, вы легко можете получить понравившийся вам велосипед хоть на целые сутки. В одном из прокатных пунктов даже предлагают взять напрокат роскошный велотандем Schwinn TANGO, что будет стоить всего лишь  40 грн в час или 150 грн в сутки. Для безопасности владельцы велопроката предлагают воспользоваться велошлёмом. Но можно ли ездить на таком велосипеде в условиях городского движения и насколько рискованной  будет такая поездка, они не объясняют.  Да и вообще не интересуются,  умеете ли вы ездить на велосипеде, знаете ли Правила дорожного движения и в каком состоянии находитесь.

           К сожалению, для Харькова это типичная картина. В большинстве пунктов велопроката их владельцы или работники не утруждают себя вопросами  безопасности дорожного движения. В лучшем случае вместе с велосипедом вам могут предложить (за деньги или бесплатно) велошлем, специальные перчатки а также ремкомплект. В худшем – вы не получите даже инструктажа о том, как правильно управлять велосипедом, какими маршрутами лучше передвигаться, чтобы избежать неприятностей, и что делать в случае дорожно-транспортного происшествия. В этом мы убедились лично, посетив несколько пунктов велопроката, а также проанализировав  Интернет-сайты других пунктов и велостанций Харькова. Только на одном из этих сайтов (www.veliki.kharkov.ua) мы увидели предложение  ознакомиться с Правилами дорожного движения для велосипедистов и практическими навыками управления велосипедом. На других этого нет. При этом нужно отметить, что передавая в аренду велосипед, являющийся транспортным средством, владельцы пунктов велопроката не несут практически никакой юридической ответственности за его техническое состояние, которое для безопасности велосипедиста может иметь ключевое значение.

 

           Дело в том, что вопросы велопроката в Украине не регулируются  ни одним юридическим актом, разве что за исключением Гражданского Кодекса Украины, регулирующего арендные отношения. Такие отношения должны строиться на основании договора аренды, в котором оговариваются существенные условия договора, а также права и обязанности каждой из сторон. По большому счету, при передаче  в аренду  велосипеда другому лицу владелец велопроката обязан гарантировать ему исправность транспортного средства и его соответствие требованиям безопасности. Но в большинстве случаев этого  никто не делает и заключением договоров себя не обременяет. Например, среди десяти харьковских пунктов велопроката мы нашли только один, в котором предлагают заключить письменный договор аренды велосипеда (ХарьковПрокат, http://veloprokat.kh.ua). В других пунктах такие договора, наверное, заключаются устно и, конечно же, они не имеют никакой юридической силы. Это, кстати, касается и упомянутой выше кампании Nextbike Ukraine, работающей во Львове. Желающим зарегистрироваться на сайте  кампании и взять напрокат ее велосипед,  предлагают ознакомиться с общими Правилами и условиями  аренды велосипедов и принять их (наверное, к сведению) Но это же не договор аренды! И самое главное  ̶  в нем не предусмотрена  ответственность арендодателя, например, за скрытые технические дефекты велосипеда или  другие существенные недостатки, которые могут привести к плачевным последствиям.

 

           Думаем, что со временем Nextbike Ukraine, а также другие кампании и предприниматели, предоставляющие услуги велопроката, учтут наши замечания и приведут свою деятельность в соответствие с действующим законодательством Украины. Это, кстати, касается и достаточно распространенной, но незаконной практики залога паспортов, которые берутся на хранение при выдаче велосипедов. Но если с этим еще можно как-то мириться (все-таки дело добровольное), то в вопросах безопасности  дорожного движения компромиссов быть не должно. И это не только  наша принципиальная позиция, но и требование времени, продиктованное сложной ситуацией с безопасностью дорожного движения в стране. По официальным данным, только в прошлом году в Украине было зарегистрировано 1732 ДТП  с участием велосипедистов, в которых 270 человек погибло и 1569 получили различные травмы. Наш подробный анализ причин и последствий ДТП с участием велосипедистов смотрите здесь: http://tur.org.ua/sites/default/files/nayizd_na_velosypedysta._analiz_2015.pdf  

           Также по данным Управления безопасности дорожного движения Нацполиции, за четыре месяца 2016 года в Украине уже погибло 50 велосипедистом и 300 были травмированы. Причем, по сравнению с таким же периодом прошлого года количество наездов на велосипедистов возросло на 26,8%, погибших  ̶ на 2%, а травмированных – на 25%: http://www.sai.gov.ua/uploads/filemanager/file /dtp_04_2016.pdf.

           Если проанализировать статистику последних лет, то можно увидеть, что в общем количестве  ДТП количество наездов на велосипедистов выросло более чем в пять раз (с 1,2%  в 2011 году до 6,8% в 2015-м). И, скорее всего, эта тенденция  будет только усиливаться, о чем говорит опыт многих европейских стран. Увеличение в этих странах количества велосипедистов сопровождается ростом ДТП с их участием, в т.ч. смертельных. Но здесь на государственном и на местном уровнях предпринимаются серьезные шаги для обеспечения безопасности и комфорта велосипедистов, что компенсирует все издержки. Значит, перенимая европейскую моду на велосипедный транспорт, мы должны перенимать и моду на безопасность дорожного движения, которая для наших велосипедистов имеет (без преувеличения) жизненно важное значение. И здесь идет речь не только о строительстве велодорожек или велопарковок, но и о таких простых вещах как велошлемы или светоотражающие жилеты, использование которых велосипедистами может уберечь их от многих неприятностей на дорогах.  Само собой в городах нужно ограничивать скорость движения транспорта, что является одним из главных условий безопасности дорожного движения.

           Вряд ли в этом деле сей час можно рассчитывать на серьезную поддержку нашого государства. А вот органы местного самоуправления, общественные организации и объединения  для повышения безопасности дорожного движения могут сделать очень многое. И уже делают. Например, нас очень вдохновляет пример Ужгорода, где недавно по инициативе двух общественных организаций при одной из школ был открыт туристический велоцентр. Кроме традиционных услуг велопроката на базе велоцентра также популяризируют безопасность дорожного движения и здоровый образ жизни, прежде всего, среди молодежи.

           Думаем, что со временем такие велоцентры появятся в  каждом городе, хотя бы  на базе уже действующих пунктов велопроката. А для этого мы предлагаем упорядочить их деятельность, разработав  единые правила велопроката и минимальные требования к самим пунктам велопроката. В этом благородном деле наша общественная организация готова оказывать заинтересованным лицам всяческую  помощь. И уверенны, что совсем скоро она станет востребованой.

Виктор Козориз,

вице-президент общественной организации

 «Товариство учасників руху»